Валерий Борисович, как он себя иногда величал, подчеркивая превосходство служивого над школярами, курил три года и с сигаретой не расставался, оправдывая свою пристрастность приговоркой «послужишь с моё – пароходом дымить будешь». О службе почти не рассказывал, так как многие сомневались в его принадлежности к «морским волкам», полагая, что служил он на берегу и в море не ходил. Удивил тем, что на 4 курсе проявил железный характер и завязал с курением напрочь. Многие давали слово и бросали, но проявляя хозяйскую жилку, забирали свое слово обратно после потрясений типа увольнение, отпуск, нагоняй.
Учёба взводному морячку давалась тяжело, растерял школьный багаж на приморских просторах. Валера, претендующий на «трояк», всегда был инициатором подготовки шпаргалок перед экзаменами и сильно психовал, если кто отказывался или халтурил.
Помню экзамен по математике у Клиновской Л.И. Зашла первая пятерка сдающих, в ней, несмотря на жребий, выклянчил место и Кубарев, рассчитывая на большее время подготовки: общее для всех плюс время сдачи каждого. На расчет знаний хватило. Группа зашла подготовленной, с тремя комплектами общих шпаргалок, не считая индивидуальных на карандашах, ручках, руках, столах и т.д. Вытянули билеты, заняли места согласно договоренности.
Лариса Ивановна не особенно докучала контролем, знала успехи каждого и могла глубину знаний любого уточнить, задав пару вопросов, но наглого списывания не поощряла. Пока усаживались, уточнили, кому нужны «шпоры», кому нет. Все притихли, иногда тихонечко перешептывались. На фоне общей тишины засуетился Валера, в комплекте не оказалось нужного билета. Выложил пачку «шпор» на стол для поиска. От волнения руки предательски застучали по столу. Лариса Ивановна подошла и приятным девчачьим голоском, не соответствующим её возрасту и комплекции, попросила отдать шпаргалки. Валера беспрекословно сдал комплект.
Через пару минут, перебрав свои шпаргалки и не найдя необходимой информации, дал сигнал «SOS». Кто-то поленился искать нужный билет и бросил бедолаге спасательный круг – второй комплект. Распотрошив укладочку, он нашел нужный листок, но как только клочок с формулами оказался на столе, кисти рук вышли из подчинения мозга, отбивая по крышке стола барабанную дробь. На звуки тамтама мгновенно среагировала Лариса Ивановна и милым голоском попросила сдать мешающую работе бумагу, почти открытым текстом сказав, что необходимую ему оценку он получит за свои старания в ходе семестра. Валера в панике отдал «шпору» из-под листа и, не контролируя свои действия, комплект из-за пазухи. Подсматривающие за дверью аж взвыли.
Первые пошли готовиться к доске, внимание преподавателя за подготовкой уменьшилось, а с ответами почти полностью прекратилось. Списывай – не хочу! Но и в этой благоприятной ситуации морячок сплавил третий комплект «шпор».
На занятиях по взрывному делу у Валерия Борисовича проявился инстинкт самосохранения, доходящий до паники. Майор И.Ф. Тупчий, построив отделение, давал команду поджечь зажигательные трубки и внимательно следил за процессом их горения. Многие ломали спички дрожащими руками, настороженно поглядывая на более удачливых соседей, повторяли попытки, сдерживая страх, и дожидались общей команды на отход. Удачливые соседи в действительности оказывались в более опасном положении, так как огонек медленно, но уверенно подбирался к капсюлю-детонатору. Отходили медленно, копируя манеру преподавателя, отходившего с рубежа последним.
Для Валеры практические занятия были настоящим испытанием. Если трубка не загоралась с первой спички, руки начинались трястись, спички ломались и выпадали из одеревеневших пальцев. С течением времени он смотрел уже только на дымящиеся трубки соседей. По команде «отходи» первым срывался с рубежа.
Если трубка загоралась с первой спички, он бросал её подальше от себя на землю и потихоньку линял в сторону тыла. Бросать заряд запрещалось, преподаватель возвращал паникера на рубеж и заставлял взять драконом шипящую и изрыгающую огонь трубку в руки. К этому времени все уже стояли с дымящимися трубками в руках. Поборов страх, бледный Валера возвращался на рубеж и выполнял команду. По команде «отходи», нервы снова сдавали, и Валера стремительно выходил в лидеры метров на десять. На перерыве под смешки курсантов сходу засасывал пару сигарет, приводя в порядок нервную систему. Постепенно ему удалось побороть страх, чего собственно и добивался преподаватель. Боязнь и осторожность – не самые плохие качества сапера.