Начальная школа находилась
посреди деревни напротив дома деда Кирилла в бывшем помещичьем доме. Когда-то
он выделялся среди других, но время брало своё, дом ветшал, а поскольку
хозяина-помещика давно не было, никто его толком не ремонтировал. Когда
возникла угроза обрушения потолка, посреди единственного класса поставили
столб-подпорку.
Занятия шли в две смены: чётные
классы – в одну, нечётные – в другую. Учителя, объяснив урок и дав задание
младшим, брались за старших. Уроки приходилось отвечать ежедневно и по
несколько раз, отсидеться невозможно.
Учеников в классе было немного. В
нашей смене учились трое второклассников, сидевшие в одном ряду по одному за
партой, и мы, шестеро четвероклассников, занимавшие попарно второй ряд.
Обо всех проделках учительница
А.Г. по дороге из школы домой сообщала бабушке, которая не выясняла правоту, а
сразу приступала к воспитательному процессу: выговаривала и грозила отправить к
отцу. За самые дерзкие проступки могла хлестануть домотканым полотенцем с
узелками канвы на концах, отведать которого пришлось раза два. Местом спасения
была широкая печь, на которую я вскакивал пулей, а если бабка пыталась
преследовать – спрыгивал за трубой на пол и шмыгал в дверь. Поворчав полчаса,
бабка успокаивалась.
Ребят одноклассников в деревне не
было, дружил больше с Людкой, ходил к ней делать уроки. Потом сошелся с Вовкой
и Колькой, пропадал на Слободе. Раз Колька с Вовкой обидели за ябеду Райку,
учительница не пошла на Слободу, а пожаловалась бабушке, – мне влетело. Бабушка
справедливо полагала, что без моего участия не обошлось. Такая драконовская
система обучения и воспитания заложила во мне хорошую базу, развила смекалку.
Школа служила ещё и клубом. Когда
приезжала кинопередвижка, в школу набивалось всё население Плоскини и двух Слобод,
мест не хватало. Окна не занавешивались, сеанс начинали с темнотой. Было душно,
мужики покуривали. Движок тарахтел на улице, механик бдительно следил, чтобы
пацаны, не получившие билетов, в отместку не насыпали в бензобак песка.